Артисты и кино

Мало фильмов снималось в первые  послевоенные годы, это время в заинтересованной среде называли  «период малокартинья». Был год, когда было снято всего восемь фильмов, точно не скажу какой, во всяком случае, я об этом читал.

В пятидесятые годы фильмов стали снимать все больше и больше, но до какого-то времени вся страна успевала посмотреть все эти фильмы и артистов знали практически все всех. Какие же  это были замечательные артисты. Я был мальчишкой, когда блистала на экране  старая гвардия, Николай Крючков, Борис Бабочкин, Николай Черкасов, Ольга Жизнева, Валентина Серова, Сергей Столяров, Борис Андреев, Петр Алейников, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Михаил Жаров, Василий Меркурьев и множество других. Снимались они и далее и на экран выходили уже заявившие о себе и начинающие, молодые, красивые, талантливые, обаятельные Алексей Баталов, Олег Стриженов, Юрий Яковлев, Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Тамара Носова, Владимир Басов, Леонид Харитонов, Леонид и Ролан Быковы, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Филиппов, Надежда Румянцева, Михаил Пуговкин, Лавров и Лаврова, Самойлов и Самойлова, Павел Кадочников, Элина Быстрицкая, Михаил Ульянов, Анатолий и Михаил Кузнецовы, Андрей Миронов и Анатолий Папанов и многие и многие другие, назвать всех может только энциклопедия. Многих уже нет, а над оставшимися безжалостно потрудилось время. В настоящее время такой плеяды нет  и не предвидится, но настолько  все-таки  сильна наша страна в этом отношении, что и сейчас, несмотря на унылую нашу действительность, она просто брызжет талантами.

Не был закрыт экран и для иностранных картин. Были «Фанфан-Тюльпан», «Мост через реку Квай», «Бабетта идет на войну», «Адские водители», «Римские каникулы», «Гаспароне», «Бродяга», «Господин 420», «Возраст любви» , «Генералы песчаных карьеров», «Человек проходит сквозь стену», «Танцующий пират», «Развод по-итальянски», фильмы Антониони, Феллини, Стэнли Кубрика,Чарли Чаплина и сотни других.

Можно назвать несколько моментов, когда артисты упускали случаи просто великолепные, как же, надо думать, им было потом досадно. В фильме «Джентльмены удачи» на роль Василия Алибабаевича, «Васи», был назначен замечательный артист Фрунзик Мкртчан, который так здорово сыграл в «Кавказской пленнице». В то время проходили в Армении торжества  по случаю юбилея республики и он был приглашен в качестве почетного гостя. А сейчас даже  невозможно представить этот фильм  без полюбившимся всем Раднэра Муратова.

В фильме, который по настояшему стал культовым, «Белое солнце пустыни», на роль красноармейца Сухова изначально был определен артист Георгий Юматов. Эта роль замечательно для него подходила, случай, по которому ему в нем не пришлось сниматься, просто нелеп. Перед этим он выпил, подрался, и ему в пьяной драке разбили лицо.  Ожидать выздоровления и заживления времени не было, и на эту роль был приглашен другой артист, Анатолий Кузнецов.

В упомянутом фильме «Кавказская пленница» роль «комсомолки, спортсменки и просто красавицы» должна была играть Наталья Кустинская, та самая, которая блеснула в комедии «Три плюс два». Тут, кажется, она «бзикнула», завыпендривалась и в итоге роль эту сыграла дебютантка, выпускница циркового училища, Наталья Варлей, на которой Гайдай остановил свой безошибочный взгляд.

В фильме «Гараж» роль председателя гаражного кооператива Сидорина изначально предполагалась Александру Ширвиндту, но он на тот момент был занят проведением спектакля, где был режиссером, и мы видим, какая произошла замечательная замена в исполнении Валентина Гафта.

Намного раньше еще был подобный случай, таких моментов, конечно, очень много, режиссеры постоянно выбирают, пробуют, тасуют состав, здесь речь идет о тех случаях, когда артист был утвержден и когда роль вроде подобных. В пятидесятые годы снимался фильм по повести Бориса Лавренева «Сорок первый», на главную роль красноармейки Марютки была назначена Екатерина Савинова, была заметна в фильме «Кубанские казаки». Это очень хорошая артистка, она сыграла Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра». Случай в какой-то мере анекдотический, на съемках ее кто-то хлопнул ниже пояса, она возмутилась, заскандалила, в общем, эта роль досталась другой артистке, Изольде Извицкой, которая провела ее на очень хорошем уровне.

На роль следователя в фильме «Берегись автомобиля», которую так блистательно сыграл Олег Ефремов, также предлагался другой артист, которого, к сожалению, вспомнить не могу. И есть роли, которые могли очень хорошо сыграть многие артисты, но требуется лишь только один.

Роль Матвея  Морозова в фильме «Дело было в Пенькове» изначально была написана для Сергея Гурзо, замечательного артиста, который даже получил две Сталинские премии за съемки в фильмах «Молодая гвардия» и «Смелые люди». Но к той поре у него развилась   «звездная» болезнь, чересчур он увлекся алкоголем и конец артистической карьеры был печальный. Его перестали приглашать на съемки и он не дожил даже до сорока восьми лет.

Роль эту сыграл тоже замечательный артист Вячеслав Тихонов, но, по мнению многих, и моему тоже, Гурзо эта роль подходила бы больше. Тихонов, при всем его таланте и старании, все же горожанин до мозга костей, и это как-то непроизвольно чувствуется.

Еще был случай, в какой-то мере даже скандальный. Артист Олег Стриженов напрочь отказался от предлагаемой ему роли Андрея Болконского, когда снимался фильм «Война и мир». Кажется, даже тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева долго уговаривала его сняться в этом фильме, но безуспешно. Чем уж он там руководствовался, трудно сказать. По мнению многих, и с этим следует согласиться, эта роль очень подходила ему. Мне кажется, что он больше похож на представляющегося мне героя, но что делать, коль так случилось. В конце концов эту роль сыграл Вячеслав Тихонов, тоже талантливый артист. Так же близок был Стриженов к получению роли Алеши Скворцова в фильме «Баллада о солдате», но тоже что-то ему не понравилось, а мы видим и убеждаемся лишний раз, что наши даже молодые артисты выше всяких похвал.

Так же отказался от предлагаемой ему роли народный артист Союза Всеволод Санаев. А роль-то какая. Шеф гестапо, группенфюрер СС, партайгеноссе Генрих Мюллер в сериале по книге Юлиана Семенова  «Семнадцать мгновений весны». Санаев являлся тогда партийным  секретарем  Союза кинематографистов и ему показалось неудобным совмещать две такие роли. И о замечательном выступлении Леонида Броневого тоже много говорить не приходится, просто здорово и все тут.

В фильме  «Цыган» на роль Будулая изначально предполагался цыганский же певец и артист Николай Сличенко. Нет никаких сомнений, что он великолепно бы сыграл эту роль, но он был тогда, впрочем, как и все время, занят режиссурой и постановкой спектаклей в театре  «Ромэн», которым руководил. И какого же великолепного, просто замечательного артиста нашли ему на смену.

А такой факт вообще мало известен. Молодой тогда режиссер Эльдар Рязанов сначала пробовал на роль Огурцова из кинофильма «Карнавальная ночь» Анатолия Папанова. Но потом, как впоследствии вспоминал Рязанов, игра этого актера показалась ему несколько театральной и это можно представить. Фильм этот вышел в 1956-м году, когда Папанов был чуточку угловат, а вот если бы он тогда был таков, как в  «Бриллиантовой руке», то также мог получиться чудесный персонаж, но конечно, не такой же, как Игорь Ильинский.

На роль Арамиса в сериале про мушкетеров режиссер Юнгвальд-Хилькевич хотел взять очень хорошего артиста Александра Абдулова. Но Михаил Боярский, которого уже утвердили на роль Д_Артаньяна, предложил режиссеру посмотреть фильм, который как раз шёл в это время на экранах телевидения, «Адъютант его превосходительства», со снимавшимся там Игорем Старыгиным. Колоритный, характерный образ этого артиста показался режиссеру более подходящим  для предполагаемой роли, и мы видим, что из этого получилось.

Когда все такие фильмы состоялись, кажется, что во всех названных и таких же фильмах все эти роли могли играть только эти артисты и лучше их сыграть просто невозможно. Скорее всего, это не так и мы так же рукоплескали бы и впервые предполагавшимся артистам, ведь все они очень хороши, но уж коли так сложилось, то о каких-либо изменениях не хочется и думать.

На волне успеха фильма «Карнавальная ночь» впоследствии было предпринято несколько попыток  к успеху этому хотя бы приблизиться. Был снят фильм «Девушка с гитарой», где играла Гурченко, другие популярные артисты. Есть там несколько интересных моментов, но в общем фильм не удался. Он известен лишь тем, что там сыграл свою первую роль Юрий Никулин, действительно смешно и можно сказать, первый блин не вышел комом.

Чуть позже вышел фильм «Старый знакомый», где Игорь Ильинский играл роль того же Огурцова, там можно видеть совсем не старого Владимира Этуша, Николая Рыбникова с Аллой Ларионовой, много звуковых и световых эффектов, посмотреть стоит, третью часть интереса от «Карнавальной ночи» вполне заслуживает.

Есть артисты, которым вроде не достаются крупные, главные роли, но они хорошо известны, и любовь зрителей к ним нисколько не меньшая, чем к известным королям зкрана. Их порой называют королями эпизода и вот здесь они отрываются на всю катушку. Почему-то в этом отличаются почти одни мужчины, можно назвать несколько фамилий. Это Роман Филиппов, Николай Парфенов, Владимир Заманский, Станислав Чекан, Готлиб Ронинсон, Юрий Саранцев, Николай Прокопович. Возможно, у некоторых из них есть и центральные роли, но они известны и любимы именно в этом качестве. А как неподражаемо обаятельна в своих эпизодах была Светлана Сорокина, позже Харитонова.

В новом тысячелетии еще раз попробовали что-то такое сделать, сняли фильм — ремейк под названием  «Карнавальная ночь – 2», пригласили двух оставшихся на тот момент артистов, снимавшихся в культовом фильме, Людмилу Гурченко и Владимира Зельдина. В общем получилась какая-то муть, даже сказать нечего.

Фильмы-ремейки почему-то вообще не удаются в нашем кинемаиографе. Можно вспомнить попытки продолжения  «Ирония судьбы, или С легким паром»,  «Джентльмены удачи», снятым в последнее время фильмом по книге Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», не видел по новой снятого фильма «А зори здесь тихие», не понимаю, зачем такое было сделать но, ведь превзойти или хотя бы сравняться со старым не представляется возможным. Ну и некоторые другие попытки.

Во Франции тоже, уже довольно давно, по новой сняли фильм «Фанфан-Тюльпан». Сомневаюсь, что его удалось снять с таким же блеском. Стоило посмотреть его хотя бы ради любопытства.

Попробую высказать предположение по поводу фильма  «Девушка с гитарой». Там образуется и некоторое время действует тройка из очень известных и популярных артистов – Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов и Борис Новиков. Они советуются, приходят на квартиру главной героини, сидят вместе на концерте. Леонид Гайдай смотрел этот фильм, и возможно, тут ему пришла в голову идея эту тему развить, что он блистательно и воплотил в образе знаменитой тройки – Трус, Балбес и Бывалый.

Иногда мы можем смотреть и сравнивать. У нас, например, известны и популярны два фильма по книге Ильфа и Петрова  «Двенадцать стульев», один из них снял Леонид Гайдай, а другой Марк Захаров. Тут как-то неуместно говорить, что какой-то из них лучше, просто они сняты по-разному. Есть сторонки каждого варианта, и ради справедливости следует сказать, что у фильма Гайдая их больше.

Существуют сюжеты, по которым сняты не два, не три, а целые десятки постановок режиссеров из разных стран, ну хоть, к примеру «Остров сокровищ» по книге Р Л Стивенсона, «Три мушкетера» по книге Александра Дюма, «Таинственный остров» по книге Жюль Верна.

До небес вознесенные фильмы  «Холодное лето 1953-го года» и «Человек с бульвара Капуцинов» на самом деле вполне заурядны. Конечно, в них что-то имеется, но приобрели они свою  несоразмерную  славу  потому лишь только, что там сыграли свою последнюю роль наши великие артисты – Анатолий Папанов и Андрей Миронов, причем благодаря их игре фильмы и получились не такими уж провальными. Понятно, что многие думают не так, и я с уважением отношусь к их мнению.

Бывает, что из тоненькой книжечки происходит многосерийная эпопея. Можно, к примеру вспомнить во всех отношениях замечательный фильм «А зори здесь тихие». Или же сериал «Семнадцать мгновений весны». Но вот был спустя лет пять после войны снят фильм по книге Василия Ажаева «Далеко от Москвы». Это толстая книга, рассказывается в ней о строительстве нефтепровода во время войны на Дальнем Востоке в тяжелых условиях. Хорошая книга, яркие характеры, мужественные люди. Создатели фильма пытались уместить все события в одной серии и все получилось как-то скомкано, маловразумительно, схематично. Более-менее понять все проходящие события можно было, лишь предварительно прочитав книгу и поражает контраст, как живо, сочно, убедительно все показано в книге, а то, что в фильме – просто какая-то бледная тень. А замечательным  артистам того времени – Павел Кадочников, Сергей Гурзо, Лев Свердлин, Марк Бернес, Сергей Столяров, другие — им просто негде  было  развернуться в тесноте  этого фильма. Если  было хотя бы две серии, уже получилось бы  намного более лучше. Не знаю, было позже снято что-нибудь по этой книге, если нет, то может произойти у талантов, взявшихся за этот сюжет, очень большая удача.

Конечно, в таких случаях многое зависит от режиссера. Есть фильм, поставленный по книге, не менее толстой, это роман Всеволода Кочетова «Журбины». Фильм этот поставлен под другим названием, «Большая семья», и какой это хороший, насыщенный фильм, и так же хорошие, просто замечательные артисты. Почти полностью все события, проходящие в этой книге, отражены в кинокартине, отсутствуют лишь несколько сюжетных линий, тоже очень интересных, и если фильм был хотя бы двухсерийным, они, включенные туда, смотрелись бы с не меньшим интересом.

Режиссеры иногда во многом отходят от книжного сюжета, хотя это нежелательно, и порой получается очень неплохо. Фильм  «Человек-амфибия», снятый в 1961-м году по книге Александра Беляева, мало совпадает с текстом, и нет многого, что есть в книге, но он загадочен и занимателен, до сих пор смотрится с огромным интересом. А как здорово играют абсолютно все актеры, фильм снят на одном дыхании.

Так же и с фильмом «Земля Санникова».  До того события, происходящие в фильме, не совпадают с книжным сюжетом, что создателям этого фильма следовало бы придумать для него другое название. А фильм хороший, там еще фигура шамана очень колоритна.

Досадно, что актеры, хорошо и даже здорово сыгравшие свою первую роль, в силу каких-то причин перестают это делать. Мне, например, в фильме «Приключения Кроша», очень понравился актер, сыгравший роль Кости Марченко, Геннадий Кузнецов. Когда я начал интересоваться его дальнейшим творчеством, оказалось, что он увлекся другой деятельностью, а в дальнейшем было лишь несколько эпизодов в двух или трех фильмах.

Почему-то не снимался дальше паренек Олег Вишнев, сыгравший в двух фильмах по сценарию Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» и  «Отряд Трубачева сражается». Ребята, игравшие в фильме «Старик Хоттабыч» Вольку и его одноклассников, тоже в дальнейшем не снимались. А как много эпизодов из книги не вошло в фильм, возможно, что тогда, более шестидесяти лет назад, многое было сложно сделать.

Бывает и так, что успешно сыгранная первая роль остается единственной в карьере артиста, ему или не достаются подобные роли, или же он сам не может играть с прежним блеском. Артист Владимир Коренев всех потряс исполнением своей первой роли Ихтиандра, в фильме «Человек-амфибия». Больше он ничем не запомнился, ему давали мелкие, порой отрицательные роли, возможно, кто-то из имевших влияние, ему завидовал. Так же Лариса Голубкина, просто изумительно сыгравшая в фильме «Гусарская балла-да», ничем подобным себя впоследствии не проявила.

Мне раньше так же казалось, что полюбившаяся всем в начале пятидесятых актриса Вера Васильева, так ярко заявившая о себе в фильмах «Свадьба с приданым» и «Сказание о земле сибирской» продолжала успешно сниматься, а фильмы с ее участием просто мне не встречались. Оказалось, что чуть позже она снялась всего лишь в одном фильме «Чук и Гек»,  впоследствии исполнила в нескольких фильмах мелкие, незаметные эпизодические роли, а в основном играла в театре, где в полной мере был востребован ее незаурядный талант.

Я видел эти фильмы сразу, как только они появились в прокате, учился тогда в первых классах. Помню, как с восторгом смотрел на наши грандиозные достижения, которые показывали в последних  кадрах фильма  «Сказание о земле сибирской», сейчас же мы со снисходительной улыбкой смотрим на большой вроде шагающий экскаватор с маленьким ковшом и ужасные дымы, сопровождающие производственные процессы.

Последние годы жизни не появлялся на экране, не снимался такой популярный в пятидесятые годы артист, как Леонид Харитонов. Как же он был доволен, что в сериале «Вечный зов» ему досталась небольшая в общем-то роль командира танка.

Не так уж редко приходится слышать, что тот или иной популярный ранее актер «умер в нищете». Разумеется, что тут многое зависит от самого актера. Был такой артист, Эдуард Бредун. Каждое его выступление на экране вызывало неподдельный интерес. Одно время он даже часто снимался, но роли давали короткие, отрицательные, редко переходившие за этот предел. Возможно, он был для кого-то неудобен в общении, раздражал, и ему, где-то повыше на административном уровне, как говорится, вставляли палки в колеса. Все это привело к спаду, деградации, и он не дожил даже до 50 лет.

Разногласия или ссоры с режиссером могут очень осложнить жизнь актера, ведь от того зависит почти все. Больше в этом отношении я читал об Иване Александровиче Пырьеве. Это известный режиссер, в свое время поставил культовые фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», ряд других. Так вот, если кто был ему неугоден, с теми он расставался без лишних слов, даже поссорившись с женой и расставшись с ней, он употребил все свое влияние, чтобы она больше не снималась, и добился своего. А ведь то была народная артистка, лауреат нескольких сталинских премий Марина Ладынина.

Существуют книги, по сюжетам которых прошло много экранизаций, десятки режиссеров из разных стран снимали фильм по книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», в том числе и в нашей стране. Но по сравнению с книгой, по мнению многих критиков, и моему тоже, ни одна экранизация в полной мере не получилась, слишком многое не удается почувствовать и отразить, даже на родине этого писателя, но хочется думать, ведь такое  вполне возможно, рано или поздно это произойдет.

Во второй половине 19-го века была опубликована четырехтомная эпопея Андрея Мельникова-Печерского «В лесах» и  «На горах». Максим Горький назвал ее «славной книгой» и она вполне соответствует такому определению. По ней вполне можно было поставить занимательный сериал в сто и больше серий, а бразильские и мексиканские поделки тихо бы плакали в отдалении. Была предпринята такая попытка в десяток или чуть побольше серий но она нисколько не задалась. Актер Владимир Гостюхин известен и авторитетен, он вполне подходит для исполнения главной роли. Вот началась первая серия. Всё чересчур современно, непонятная спешка, благородные персонажи книги в фильме какие-то подлецы, нет ощущения эпохи,типично ремесленная поделка, лучше бы ее и не было. Но, может быть, у современной молодежи, не читавшей книги и не чувствующую ту эпоху, другое мнение. И вряд ли такое следует приветствовать. Можно рекомендовать прочитать это произведение, оно вполне этого заслуживает, но… Это четыре толстые книги, и нужно немалое терпение, которого у современников не так много. В этой книге очень трогательна история Насти, ее любви и гибели, она просто потрясает.

Некоторые читавшие эту книгу признавались, что не могли удержаться от слез, читая эти страницы. Это действительно так, я и сам был близок к этому. Нечасто встречаются такие моменты, я могу назвать еще два таких. Для этого следует прочитать два коротких рассказа. Один из них принадлежит перу Артура Конан-Дойля, там в результате необыкновенных, трагических  событий  влюбленные  встретились через полвека. Рассказ  этот  называется «Пробел в жизни Джона Хаксфорда». Другой рассказ написала, скорее всего, голландская писательница Мари Луиз де ла Рами, поскольку события происходят в маленькой деревушке вблизи города Антверпена. Рассказ называется «Нелло и Патраш», иногда на месте фамилии автора встречается псевдоним  «Уйда». Гонимый мальчик погиб, когда все для него сложилось самым благополучным образом, но увы, слишком поздно. Какие переживательные фильмы можно было бы поставить, возможно, они и существуют.

Был в прокате какой-то грузинский фильм. По сюжету российская армия освободила от захватчиков небольшое грузинское село. Усталые солдаты шли по деревне и местные жители приветствовали их, угощали плодами и орехами, девушки с цветами подбегали к молодым парням, целовали их и дарили эти цветы. Колонна прошла, один опоздавший селянин ахал и сокрушался, что никак не мог выразить свою приязнь. Жил он на краю и вдруг увидел отставшего солдата, который с трудом шел, опираясь на палку. В восторге селянин бросился к нему, жестами попросил задержаться и кинулся в дом. Оттуда он притащил кувшин с вином и предложил его солдату. Тот зажал его между ладоней, поднес ко рту и аккуратно выпил с двумя-тремя перерывами. Затем он протянул пустой кувшин хозяину, вытер усы и произнес:  — Хороший квас. Кивнув напоследок селянину, солдат пошел догонять колонну, остановившуюся вскоре на привал. Селянин с раскрытым ртом смотрел ему вслед. Вроде бы и вся сцена, небольшой юмор. Но дальше, на мой взгляд, сценарист эту сцену подпортил. — Как так, — возопил селянин, — он сказал «квас». Это же вино, а он сказал «квас» и еще сколько-то обсуждал поразившее его явление с подошедшими земляками. Впрочем, возможно, это для нас такое излишне, а грузины понимают это по-своему.

В Англии сняли фильм по занимательной книге Конан-Дойля «Затерянный мир». Снят он на хорошем уровне, убедительные сцены из жизни первобытных племен и природы. Но там роль профессора Челленджера играет практически лысый артист. Он очень знаменит в своей стране и у него даже международная известность. Но все-таки как же многих это возмутило. Профессор Челленджер по книге обладатель великолепной бороды и просто львиной шевелюры, даже несколько сюжетов в книге связано с этим. Такой ход режиссера совершенно недопустим, ведь можно было, уж коль решили осчастливить артиста такой ролью, загримировать его.

Уже несколько десятилетий практикуется такое явление. Как только в стране наступают праздники, продолжительностью в три дня и более, Новый год, 8-е марта, день Победы, некоторые другие, программа телевидения на всех каналах заполнена шедеврами нашего кино. И в основном это фильмы, снятые в 50-е – 70-е годы прошедшего столетия. Это действительно золотой фонд нашего кино, можно привести с дюжину названий – Карнавальная ночь, Полосатый рейс, Белое солнце пустыни, Берегись автомобиля, Ирония судьбы или С легким паром, Джентльмены удачи, Место встречи изменить нельзя, А зори здесь тихие, Девчата, Неподдающиеся, Бриллиантовая  рука, Кавказская пленница, Мимино, 12 стульев. Это действительно замечательные фильмы, выше всяких похвал, фильмы более поздние в этом отношении совершенно не котируются, наше сложное, безрадостное время не располагает к подобным свершениям и не рождает талантов наподобие Кеосаяна, Мотыля, Гайдая, Рязанова, иных похожих.

Особенно удачным на такие шедевры выдался 1979-й год. Пожалуй, в обозримом будущем не придется  увидеть такого успеха, которого достигли тогда. Среди нескольких десятков снятых в этот год фильмов достаточно назвать такие, как «Москва слезам не верит», «Приключения принца Флоризеля», «Экипаж», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Место встречи изменить нельзя», «Гараж», «Город принял», «Пираты ХХ века».

Каждый год, начиная с пятидесятых ,снималось все больше и больше фильмов, в 1959-м году их было снято около ста двадцати, и этот год, пожалуй ,тоже стоит выделить по числу снятых шедевров, среди прочих, вышли на экран фильмы «Баллада о солдате», «Верные сердца»,  «Девочка ищет отца»,  «Жестокость»,  «Заре навстречу»,  «Исправленному верить», «Неподдающиеся», «Озорные повороты», «Ссора в Лукашах», «Судьба человека», «Хмурый Вангур», «Человек меняет кожу», первая серия «Поднятой целины».

А вообще в советское время практически можно выделить любой год, и с этим можно ознакомиться во всемирной паутине. Отмечать фильмы за все годы слишком долго и здесь не очень уместно. Но возьмем список некоторых фильмов за соседний, скажем, 1958-й год. В этом году так же снято много фильмов, и среди них такие шедевры, как «Над Тиссой», «Девушка без адреса», «Улица полна неожиданностей», «Дело пестрых», «Матрос с  «Кометы», «Дорогой мой человек», «Лично известен», «Шофер поневоле», «Девушка с гитарой»,  «Добровольцы», «Случай на шахте № 8», «Стучись в любую дверь», «Коммунист», «Трое вышли из леса», «Дело было в Пенькове». Правда, иногда возникает некоторая путаница. Фильм «Дело было в Пенькове» различные издания относят и к 1957-му, и к 1958-му году. Полной точности нет и в некоторых других случаях. Скорее всего, такое бывает, если съемки фильма завершены на рубеже годов, перед и после встречи нового года.

Отмечу, пожалуй, еще один год, 1967-й, год, когда я возвратился из армии.Тогда тоже было снято много замечательных фильмов, впрочем, как я уже отметил, и в любой другой в советское время. В каком-то журнале этот ряд  названий  фильмов был опубликован и мне стало любопытно, что я видел все эти фильмы. Вот они – «Кавказская пленница»,  «Свадьба в Малиновке», «Сильные духом», одна из серии  «Неуловимых мстителей», «Их знали только в лицо», «Цыган», «Война и мир», скорее всего, последняя серия, «Два билета на дневной сеанс», «Вертикаль»,  « Республика ШКИД», «Вий», «Зеленая карета», «Журналист», « Женя, Женчка и Катюша», «Старшая сестра».

Кино – это такой вид искусства, в котором все максимально приближено к действительности, нет множества допущений, которые существуют, например, в театре. Пожалуй, лишь когда только герои играют на различных музыкальных инструментах, заметны артисты, не умеющие  это делать. В фильме  «Операция Ы и другие  приключения Шурика»  артист Юрий Никулин поет и умело играет, а взявший следом за ним гитару артист Георгий Вицын лишь бестолково машет рукой. Так же и Леонид Харитонов играет на гармошке в фильме «Солдат Иван Бровкин» и Людмила Гурченко на гитаре в кинокомедии «Девушка с гитарой» и многие другие артисты в разных фильмах. Как видно, в нашем кинематографе это не считается большим грехом, да и в самом деле, если фильм занимательный и интересный, на подобные мелочи просто не обращаешь внимания.

Еще иногда заметно, когда по ходу герой фильма исполняет песню, особенно когда это песня новая и исполняется впервые. За него эту песню исполняет популярный певец, а артист лишь раскрывает рот и голос совершенно не похож на уже знакомый говор артиста. Такое приемлется также вполне благодушно, не такие уж серьезные эти издержки.

Так же сложно для артистов и кинооператоров снимать сцены драки, по крайней мере такое было непросто полвека назад, сейчас же технология таких съемок разработана достаточно убедительно и многие фильмы, идущие сейчас, изобилуют такими моментами.

А если посмотреть индийские боевики пятидесятых годов, то там заметно, как один из драчунов еще на длину ладони не донес свой кулак до соперника, а тот уже, кувыркаясь, катится по земле.

У многих известных артистов дети тоже пытаются покорить кинематограф, и родители помогают им в этом. Здесь в большинстве случаев оправдывается поговорка, что природа на детях талантов отдыхает. Много таких моментов мы наблюдаем на экране. Конечно, следует иметь ввиду, что зритель относится к таким выскочкам с особым пристрастием. Но нередко дети оправдывают надежды своих родителей. Приемный сын известного артиста Бориса Галкина Владислав показал свой талант во многих постановках и съемках.

Замечательно играл Николай Еременко-младший, вот уж кому такая поговорка ничуть не подходит. А когда видишь в телевизоре сына Сергея Бондарчука Федора, появляется чувство досады. Он еще мелькает на экране в противной рекламе.

И еще. На мой взгляд, и все, с которыми я говорил на эту тему, согласны с мнением, что совершенно ни к чему показывать артистов, на которых, в результате болезней и старости, просто жалко смотреть. Пусть они в памяти зрителей останутся хоть и пожилыми, но бодрыми и жизнерадостными актерами. А то видишь, к примеру, современное состояние нашего просто чудо-артиста Армена Джигарханяна, имя которого долго трепали из-за семейных неурядиц, и просто оторопь берет, настоящее потрясение. Понятное дело, что все мы, если доживем, лучше уж никак не будем, но такие люди достойны лучшей памяти и отношения к ним. Увы, время свое берет, я еще могу на сегодня отнести к таким по-настоящему любимых мной великих артистов Валентина Гафта и Веру Васильеву.